четверг, 18 декабря 2014 г.

Основы редактирования #Waze - 1

Что-то в вашей жизни случилось и у вас появился интерес к Waze. Что-то еще более таинственное произошло и вам потребовалось научиться редактировать карты Waze. Это неспроста и нужно прислушаться к зову судьбы.
Давайте посмотрим все сначала - насколько это трудно или насколько это очевидно.

Итак, как театр начинается с вешалки, так редактор Waze (Waze Map Editot - WME) начинается с адреса. Сначала вводим - www.waze.com. Эта страница стартовая для всех сервисов Waze - будь то блог, официальный форум, живая карта (LiveMap). На нее то и нажимаем в нашем случае:
Скриншот 2014-12-19 08.12.44.png
Открывается окно LiveMap и нажимаем на “вход” в правом верхнем углу
Скриншот 2014-12-19 08.16.42.png
В появившемся диалоговом окне нужно ввести свой логин/пароль от Waze.
Раньше регистрировались с помощью почты и логина-пароля. Сейчас процесс упростился, или усложнился - с какой стороны посмотреть. Привязка счета происходит на номер телефона. Для драйвера, в принципе, больше ничего не нужно. Для интернет-сервисов Waze нужно получить пароль отдельно.

Давайте вместе попробуем это сделать: при регистрации мы ввели номер своего телефона, заполнили поля Имя и Фамилия и ввели логин - наш ник для Waze
Копия IMG_0616.png
Для клиента все сделано, можно ездить. Но нам нужен пароль - идем в настройки/мой профиль и видим
Копия IMG_0617.png
Нажимаем на “пароль” и вводим свой новый пароль. Теперь уже все - у нас есть пара логин/пароль, которую можно ввести в соответствующие поля на входе в LiveMap
Вводим, входим, видим:
Скриншот 2014-12-19 08.36.29.png
Мы вошли как test-123. Ура! Все работает.
Вообще надо сказать что же такое эта живая карта. LiveMap - это дороги, нарисованные пользователями, те же, что и в клиенте. Маршруты строятся также (с некоторыми несущественными здесь оговорками). На ней можно посмотреть прорисовку интересующих вас областей, построить маршруты на разное время суток, оценить километраж, посмотреть как выглядят ваши художества итд.
Итак, смотрим внизу слева карты - красная кнопка “Редактировать карту” - она нам нужна. Но предварительно в поиске LiveMap желательно найти территорию, где вы уже ездили с вейз. Это здесь сделать проще, чем в редакторе. Теперь нажимаем на “редактировать” и та территория, которую мы видели на экране открывается в редакторе карт Waze (дальше WME)
Скриншот 2014-12-19 08.55.10.png
Это наше “рабочее место”. Видим себя любимого слева, наши “регалии” - наш уровень редактора - первый (так называемый 1-й конус), свои поездки, области редактирования. Справа видны рабочие инструменты - кнопка добавления дорог и “слои”.
Об этих вещах и самом “рисовании” мы расскажем в следующий раз.


Удачи друзья на дорогах с Waze!

среда, 17 декабря 2014 г.

Почему Waze?

Давайте попробуем ответить на вопрос - почему мы пользуемся Waze. Что нравится? В чем причина его популярности на Западе и почему многие наши соотечественники отходят от патриотичного Яндекса в сторону израильской разработки?
Сразу оговоримся - все недостатки перед глазами. “Адепты” продукта знают все его слабые стороны намного лучше противников. Да, дорог в масштабах страны мало, особенно если речь идет о восточных областях. Да, поиск работает не всегда адекватно. Да, хотелось бы больше данных о дорожных событиях. Да, техническая реализация функций навигатора не всегда на высоте итд. итп.
Но тем не менее - пользуемся, закрывая глаза на недостатки и работая над их исправлениями.
Итак  - для чего Waze?
  1. Навигация. При должной отрисовке дорожного графа Waze предоставляет замечательный сервис on-line навигации. Может быть лучший, на сегодняшний день. Конечно много “но” - не бывает идеально нарисованных дорог, не бывает идеальной статистики (мало вейзеров), но “в принципе” все работает и работает хорошо.
  2. Редактирование. Это радость творчества и сотворчества с друзьями по “цеху” редакторов. Кто попробовал и оценил преимущества самостоятельного создания дорожной сети - тот уже никогда не вернется полностью на прежние системы. Человеку вообще свойственна самореализация. Поэтому намного интереснее не только пользоваться готовым продуктом, но участвовать в его развитии, становлении, продвижении наконец.
  3. Общение. Как замечают очень многие и наши и иностранные вейзеры - если бы не сообщество, не было бы Waze. Мы не просто “рисуем” дороги и ездим с вейзом - но совместно рисуем и вместе ездим. И цель наша - не просто быстро доехать, перехитрив пробки, но сделать это вместе с другими. Помочь в этом ближнему своему. Это альтруизм, если угодно. По крайней мере этот мотив висит в “фоне” интереса к вейзу. Были случаи, когда через клиент просили помощи у людей и те, бросив свои дела, приезжали и помогали коллегам. Не друзьям - а просто вейзерам. Чувство плеча и сотрудничество - часть этого краудсорсингового проекта. Поэтому и странно наше отставание в использовании Waze в России - казалось бы “нам и карты в руки”. Ан нет, ждем готового. Часто слышим заявления - а нет дорог, как можно нормально использовать навигатор. Но мыслей сделать что-то для этого не возникает.


Таким образом Waze это социальный проект. Если угодно - навигационная социальная сеть, где сам клиент с картами и навигацией это только вершина айсберга. И чтобы его использование приносило радость, нужно быть готовым делиться с другими своим временем, силами и умениями.
Всем это нужно? Безусловно нет. Ждем тех, кому нужно и интересно.

Удачи, друзья, на дорогах с Waze!

среда, 10 декабря 2014 г.

Две ошибки резидента Waze

Когда человек приходит в вейз, его “карма” как правило отягчена опытом работы с другими навигаторами, или того хуже - с другими картографическими сервисами.
Для правильного понимания редакторами принципов Waze рассмотрим  два важных момента в построении карт.

1. Избыточность.
Зачастую редакторы-новички в Вэйз уже имеют обширный опыт редактирования ОСМ, народных Яндекс карт и других подобных проектов. Подсознательно, привычки своей работы они применяют и к новому продукту, что будет не совсем верным. Поясним на примере карт ОСМ.
Скриншот 2014-12-11 09.22.22.png


Изначально продукт ОСМ  задумывался как карты всего - своего рода “карты ради карты”.  Они были рассчитаны на всех пользователей - как пешеходов, так и автомобилистов с велосипедистами. Поэтому там максимально отображена вся имеющаяся информация -  будь то тропинки, мосты, пешеходные дороги, отдельно стоящие деревья. Использованиe этих карт в автонавигации - это во многом проблема отсутствия нормальных навигаторов.
Скриншот 2014-12-11 09.22.41.png
Вэйз же задуман и создан исключительно для автомобилистов. Его задача - привести к водителя к цели наиболее эффективным маршрутом. Наличие отмеченной автобусной остановки или мусорного бака не будет способствовать навигации, скорее наоборот. Например - вы едете в незнакомом городе и в гуще парка прорисована пешеходная тропинка. Как она будет влиять на ваш маршрут? Зачем она вам? Казалось бы и вреда нет? Но, во-первых,  большинство пользуется смартфонами в качестве навигаторов и на небольших экранах лишняя информация это помеха к быстрой оценке ситуации. Во-вторых,  это увеличивает трафик, пусть и не значительно. Тем более, если вы не в своем регионе - бесплатный роуминг данных есть не у всех.

2. Транзитные маршруты.
Дороги в ОСМ картах рисуются в соответствии с официальными положениями. И для них не столь важен правильный роутинг, как для вейза. Причина проста - не профильность продукта. Каждый автомобилист в своем родном городе в состоянии выбрать оптимальный маршрут. Как раз вейз уникален тем, что эти знания можно реализовать и облегчить жизнь и вам и приезжим в город. Транзитные маршруты должны быть просты, логичны и с минимальным числом левых поворотов. Прежде чем его окончательно вводить, подумайте, удобен ли он для уставшего водителя в незнакомом городе. В начале может показаться, что ваша работа будет напрасной. Не нужно этого бояться! Количество вейзеров в наших краях медленно, но неуклонно растет. Кто-нибудь обязательно скажет “спасибо” вам за ваш труд. Ну и не забываем принцип воздаяния - однажды грамотно составленный местным редактором транзитный маршрут в незнакомом городе съэкономит вам массу сил, времени и нервов.

Всем удачи на дорогах с вейз!

Скрипты #Waze: Тулбокс и Валидатор

Сегодняшняя заметка имеет технический характер и послужит  дополнением к нашей статье  "Три кита редактирования #Waze".
Тогда были затронуты вопросы создания сети дорог и принципы её формирования. Теперь затронем технические вопросы пакетного наименования дорог и контроля качества наших художеств. Используя сторонние программы - скрипты это можно сделать быстро и качественно. Конкретнее, речь пойдет о  WME Toolbox и WME Validator - расширения для хрома.
Замечу, что почти исчерпывающую информацию о дополнениях, которые могут пригодиться редактору карт вейз, можно найти на рускоязычной страничке официального форума вейз по этому адресу.
Итак, вернемся ко второму киту, второму этапу создания дорожного графа из нашей предыдущей статьи - когда мы нарисовали “красную” сетку дорог и разрешили все маневры на узлах/перекрестках.
Скриншот 2014-11-27 21.13.11.png
Дальше была показана уже готовая сеть - отображаемая белым цветом, то есть правильно оформленная и сохраненная в редакторе:
Скриншот 2014-11-27 23.35.41.png
Процесс между этими скриншотами остался за кадром. Теперь как раз время заглянуть туда и показать как эти действия сделать правильно, с минимальными затратами  сил и времени.
Ставим Тулбокс (версию для firefox можно найти на форуме по ссылке выше), обновлвяем редактор и видим следующую панель:
Скриншот 2014-12-10 22.24.47.png
Красная кнопка - очень полезная функция включения/отключения отображения слоев Тулбокса. Их можно отключить, чтобы повысить быстродействие компьютера. Тем более, что функция нужная нам сейчас, будет работать и без этого.
Нажимаем на зеленую галочку - выборка дорожных сегментов по параметрам
Скриншот 2014-12-10 13.03.06.png


Сверху в выпадающем списке Columns ставим галку только на пункте страны - Country
Скриншот 2014-12-10 13.09.11.png
Это означает, что мы будем сортировать все сегменты по одному признаку - есть страна в их названиях, или нет.


Скриншот 2014-11-27 23.27.08.png
Видим, что у нас в таблице выборки (зона выборки чуть больше видимого окна редактора) две строчки - “20” сегментов с названием страны (Russia) в атрибутах и “128” без нее. Это наш случай - красные дорожки потому и красные, что они не оформлены, то есть у них нет присвоенной страны/города/улицы в реквизитах. Нам и нужно их добавить. Жмем на цифру - “128” и видим как эти сегменты становятся выделенными:
Скриншот 2014-11-27 23.27.35.png
Теперь идем в свойства дорог в левой панели редактора и прописываем там страну (по умолчанию стоит “Россия”), название города и ставим “галку” в поле имени улицы - “None”, или “нет” в русской версии редактора.  Они останутся у нас без названия улицы.
Скриншот 2014-12-10 13.57.52.png
Применяем и сохраняем. Все, наш массив дорог оформлен. Не нужно выбирать поштучно сегменты и именовать их. 
Теперь дело за малым - посмотреть качество соединений дорожной сети.
Здесь нам пригодится валидатор. Скачиваем, устанавливаем, обновляем редактор.
По умолчанию включение/выключение  скрипта производится комбинацией клавиш {shift}+W, либо мышью в левой панели редактора
Скриншот 2014-12-10 21.50.32.png
Теперь смотрим на нашу “белую” сетку дорог с валидатором:
Скриншот 2014-12-10 21.58.45.png
Видим красные и синие маркеры (бывают еще желтые). Цвет показывает степень опасности ошибки для маршрутизации вейза. Красный цвет - либо нет соединения дорог друг с другом - как в нашем случае - случайно забыли один сегмент соединить с другими, либо есть наложение одного сегмента поверх другого (правый красный отрезок). Желтый цвет показывает ошибки в поворотах (так называемые софт повороты), ошибки в названиях сегментов (например отсутствует пробел между словом “ул.” и собственно названием улицы - “ул.Пушкина” итд.) Синий цвет сигнализирует о сравнительно небольших ошибках. В нашем случае "синяя" подсветка позволила выявить другую, не выделенную ошибку:
Скриншот 2014-12-10 22.04.29.png
Здесь при видимости перекрестка, по сути его не оказалось. Выделяем вертикальный сегмент и видим, что он “целиковый”. У него нет пересечения с “синей” дорогой. Хотя в месте предполагаемого пересечения стоит узел. Валидатор подсвечивает синим, предлагая убрать лишний, не несущей никакой функциональности узел. Мы пошли его убирать и обнаружили ошибку пересечения дорог. Как исправить? Нужно переделать перекресток, присоединив два “синих” отрезка к выделенному сегменту:
Сначала разнесем отрезки в стороны
Скриншот 2014-12-10 22.07.19.png
И присоединим вновь - уже внимательно следя за созданием правильного перекрестка (узла)
Скриншот 2014-12-10 22.08.55.png
Разрешаем все повороты клавишей “W” и валидатор “белеет”.
Похожим способом убираем красные подсветки ошибок - делая правильные соединения и пересечения дорог. 
Теперь все. Формально, мы создали безошибочную дорожную сеть.
В реальности нужно выставить правильные разрешения поворотов (которые не всегда все разрешены), правильное направление движения на сегментах (одно или двухстороннее), отследить маршруты, нежелательные к транзиту и сделать эти участки либо дорогой на парковке, либо частной дорогой (приватами).
Все это решается  в единстве редакторского труда и водительского опыта.

Удачи на дорогах с вейз!

четверг, 27 ноября 2014 г.

Три кита редактирования #Waze

Сегодня наша тема  - редактирование в вейз. Заметка будет интересна тем, кто хочет попробовать свои силы, но не очень понимает что и как.
Что нужно сделать, чтобы навигация была рабочей и правильной? Кратко расскажем об этом.

Основы редактирования Waze можно представить в виде “трех китов” - трех правил последовательного создания дорожного графа.
1. Дороги. Это наше “все”. Без дорог не будет ничего - само собой разумеющееся положение. Поэтому, в первую очередь, мы должны озаботиться их рисованием. Для нашего примера создадим дороги “с нуля”. Если в конкретном случае нужно дорисовать лишь их часть - задача только упростится.
Скриншот 2014-11-27 20.39.23.png
Обводим все дороги на карте. Не нужно следовать каждому изгибу - рисуем больше “схему дорог” - это не принципиально для навигации, но визуально карта  будет выглядеть намного лучше. У нас получилась такая картинка:
Скриншот 2014-11-27 20.49.45.png
Треть дела сделана. При определенных обстоятельствах (конечно, чисто гипотетических - как шутил коллега - если запустить на эти дороги половину китайцев в качестве вейзров) маршруты будут строиться и так. Сервер “поймет”, что это не отдельные линии, а “сетка” дорог. Но лучше этого не дожидаться, а сразу нарисовать требуемое.
2. Сеть дорог. Итак, переходим ко второму “киту”. Дороги нужно связать друг с другом и указать разрешенные маневры на перекрестках. Если переключиться в режим отслеживание запрещенных поворотов (комбинация клавиш {shift}+Z), то картинка будет такой:
Скриншот 2014-11-27 20.54.53.png
Видно, что система на каждом "перекрестке" видит запрет движения. В нашем случае разрешать нужно все повороты. Выделяем "перекресток" (узел) и нажимаем “W”. Это необходимо сделать на каждом пересечении дорог. Если рисовать посегментно, то "перекрестки" будут получаться сразу. Мы же рисовали “погонно-поточным” методом. В этом случае дороги будут ровнее, но не будет “перекрестков” в местах пересечений линий. Их нужно создать. Это просто сделать - нужно выделить два сегмента и нажать на появившийся значок перекрестка.
Скриншот 2014-11-27 21.01.13.png
Заметим, что выделить мышкой несколько сегментов можно путем одновременного с выделением удержания клавиши {cntrl} для windows или {cmd} для mac.
Проходим все пересечения дорог, делая узлы где их нет и разрешаем все повороты на них. При этом слой спутниковых снимков можно отключить, чтобы картинка была проще и яснее. Получаем следующее:
Скриншот 2014-11-27 21.13.11.png
Все стрелки зеленые и перекрестки проставлены. На этом этапе можно применить множество дополнений для редактора вейз - так называемых скриптов или адонов - для проверки качества проведенной работы. Об этом расскажем позже.
Итак, второй этап завершен. По этим, пусть “красным” и недооформленным дорогам навигация уже будет строиться. Карты появятся в клиенте вейз и выделив один сегмент в качестве начала, получим маршрут к любому другому. За несколько минут мы создали сеть дорог, по которым завтра уже можно ездить.
3. Ранжирование. Наконец, третий “кит” редактирования карт вейз. Нужно дороги проранжировать, правильно офомив их. Это означает не столько их наименование, сколько присвоения им разных типов. Вейз, в этом случае, сможет правильно выбирать нужные нам дороги для маршрутизации. Имя улицы будет влиять только на ее поиск и поиск тех объектов, которые привязаны к этому имени. Тогда как тип дороги влияет на маршрут, влияет на расчет времени прибытия в конечный пункт, влияет на голосовые подсказки во время движения, влияет на отображение в клиенте, в конце концов. Не будем здесь перечислять все типы дорог, остановимся на самых распространенных и нужных для нашего примера. “Ординарный” тип  - “Дорога” или “Street”. Это основа карты. Дороги рангом выше - “Важная Дорога” или “Primary Street”. Дальше идет “Шоссе” или “Minor Higway”, ну и так далее. В нашем примере делаем все сегменты типом “дорога”. (Технические моменты использования скриптов для автоматизации этой работы покажем в следующий раз).
Скриншот 2014-11-27 23.35.41.png
Это уже оформленный кластер дорог. Нет только имен улиц. Теперь обозначим нужные нам дороги типом “шоссе” и “важная дорога” (что именно и каким типом обозначать нужно решать в каждом конкретном случае).
Скриншот 2014-11-27 23.40.40.png
Светло-желтым отображается “Шоссе”, темно-желтым - “Важная Дорога”, фиолетовым - “Дорога на парковке” (фиолетовый цвет дает скрипт - в “голом” редакторе этой возможности нет).
Теперь можно сказать - Все. (Названия улиц оставим за скобками примера). Транзит по нашему участку будет идти по “Шоссе”, местный транзит - по “Важной Дороге”, “Дорога” будет служить для местного сообщения и использования типа дорог “паркинг” позволит исключить транзит по этим дорогам.

Повторим про “три кита”: первый - дороги; второй - дорожная сеть, их связка и выставление разрешений; третий - ранжирование, присвоение “типов дорог” для правильной маршрутизации.
Скриншот 2014-11-27 23.48.41.png
Удачи на дорогах с Waze, друзья!

четверг, 13 ноября 2014 г.

8 вопросов о #Waze

1. Здесь нет домов?
А вот и есть! Практика европейских навигационных систем предполагает отсутствие силуэтов домов для снижения нагрузки на водителя. Например, так поступают Том-Том и Навигон. Адреса домов внесены в базу и участвуют в поиске. Но уникальность  Waze состоит в том, что если вам сильно нужны контуры домов - сообщите. Или редакторы нарисуют, или вы сами можете сделать все так, как вам понравится.
Screenshot_2014-11-13-15-21-01.png
2. Waze не показывает пробки?
Waze имеет инновационную систему анализа дорожной обстановки. На текущий момент ни один коммерческий навигатор на территории РФ такого предложить не в состоянии. Waze отмечает цветом лишь затруднение в движении транспорта отличные от среднестатистического. Маршрут прокладывается по наиболее "быстрым" на текущий момент дорогам. Оценить качество прокладки  марщрута можно, в том числе, по точности расчета времени прибытия к финишной точке.
Screenshot_2014-11-13-23-35-12.png
3. Нет моего населенного пункта.
Это вообще не проблема. Карты Waze обновляются еженедельно, если не ежедневно. Если вашего города нет сегодня, то завтра он точно появится. Сообщите о вашем желании пользоваться навигатором в данной местности и ваши коллеги вейзеры-редакторы с радостью помогут вам.


4. Я поставил предупреждение о камере, а его нет
Знаком "камера" в клиенте обозначаются исключительно СТАЦИОНАРНЫЕ камеры. Для переносных камер используется отчет "полиция-скрытая". "Полиция - видимая" нужна для хорошо видимых патрульных машин. Еще  момент - камера не появляется в клиенте автоматически, она должна быть подтверждена  редактором карт.


5. Как ответить на личное сообщение?
Незнакомым вэйзерам ответить на личное сообщение можно только сразу. Потом это сделать не получится - только если найдете его на карте и напишете ему вновь. Друзьям можно написать в любое время.


6. Я в городе один!
В отличии от других программ, в Waze не так важно количество пользователей для качественной навигации. Нужную статистику для ежедневных поездок можно "накатать" в одиночку. Чем больше вы будете ездить с вейзом - тем более точно он будет вас “водить”.


7. Как добавить отсутствующую дорогу?
Используйте бульдозер (ошибка-записать дорогу). Не забудьте отправить ошибку "отсутствует дорога"! Так ваш "полуфабрикатный" трек быстрее превратят в навигабельную дорогу.
Screenshot_2014-11-14-01-19-31 (1).png
8. Могу ли я сам редактировать карту?
Однозначно “да”. Более подробно об этом можно почитать на оф.форуме, на наших страницах в facebook, вконтакте.

понедельник, 27 октября 2014 г.

Отображение поездок в #Waze

Сегодня у нас речь пойдет о функции записи и визуального представления треков пользователей в редакторе (Waze Map Editor - WME).
Если мы зарегистрировались в вейз и имеем пару логин/пароль - то открываем страницу по адресу www.waze.com/ru/editor/, вводим свои регистрационные данные и видим такую картину (в качестве подопытного кролика привожу себя).
Скриншот 2014-10-27 13.14.23.png


В левом углу можно увидеть несколько закладок - Я, Поездки и Области
Закладка “Я” - это страница по умолчанию. Нас интересует вклада “Поездки”.


Скриншот 2014-10-27 13.18.58.png


Видим отображение списка поездок с указанием времени и пройденного расстояния. Выберем для просмотра любую из них.


Скриншот 2014-10-27 13.22.13.png


Зеленым цветом отмечен наш маршрут. Его можно приблизить и рассмотреть детали.


Для чего это может пригодиться? Конечно интересно проследить свои маршруты, которые зачастую “забываются”. Прикинуть расстояние, расход бензина итд. Для редакторов маршруты интересны еще и тем, что вокруг них будет открыта зона для редактирования дорог. Ширина зоны редактирования зависит от уровня редактора.
Как еще использовать этот функционал - уже дело фантазии лично каждого - от “слежения” за детьми до контроля поездок водителей, когда вам важно знать их перемещение. (Естественно по взаимной договоренности, потому что без логина/пароля от их аккаунта вы не сможете ничего отследить).


Конечно, как и все в вейз, этот функционал работает просто, занимательно и негарантированно :). Очень многое зависит от покрытия сети и если случится обрыв связи, трек может не записаться и пропасть из истории поездок.
Удачи на дорогах с вейз!